Мотоблок своими руками

Мотоблок своими руками Эта оригинальная машина принесла своему создате­лю широкую известность: ее показывали по Централь­ному телевидению, признали очень удачной. Талантли­вый изобретатель и конструктор из Калуги Валентин Архипов — один из энтузиастов самодеятельного строительства приусадебной техники, автор многих по­лезных машин. Мотоблок, предлагаемый вашему вни­манию, прост и доступен для повторения. Достоинство его состоит еще и в том, что он имеет оригиналь­ную подвеску почвообрабатывающих орудий, необыч­ные колеса, а также багажник. С помощью этой машины В. Н. Архипов пашет, боронит, сажает и окучивает картофель, выпахивает клубни, сгребает ботву, перево­зит урожай и удобрения. Подробно об устройстве машины рассказывает Ю. Соляников, земляк ее конст­руктора.

Мотоблок представляет собой одноосную двухколес­ную самоходную машину с двигателем от моторол­лера ВП-150М. Архипов выбрал этот двигатель потому, что он имеет принудительное воздушное охлаждение го­ловки цилиндра, что очень важно: ведь мотоблоку прихо­дится работать с максимальными нагрузками при мини­мальных скоростях.

Мотоблок своими руками Большинство деталей — промышленного изготовле­ния. От мотороллера также взяты часть подвески двига­теля, часть рамы (двойная дуга), цепи, рукоятки и тросы управления.

Все остальное изготовлено самостоятельно. Колес­ная ось выточена на токарном станке. П образная рама сварена из труб 0 60 мм. Из труб и багажник. Само­дельные также три шарнира основной и регулирующей тяг, соединяющих мотоблок с плугом и рулем. Собствен­ной постройки и устройство переключения передач. К раме приварена стальная труба с осью на конце. На оси установлено качающееся коромысло для натяже­ния тросов, идущих к коробке передач двигателя. Ручка переключения передач — также отрезок трубы, приваренный к коромыслу.

На мотоблоке применены цепи с шагом 12,7 и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходного вала двигателя —11, вторичного вала — 60 и 20, ходовой оси — 40.

Собирается мотоблок так. На ходовой вал устанавли­ваются: звездочка (она приваривается), корпус с подшип­никами, обгонные муфты, исполняющие функции дифференциала, колеса, затем — рама. К последней крепится телескопическая тяга с рулем и плугом.

Теперь о колесах. Благодаря особой форме они лучше сцепляются с почвой и не забиваются землей. В отличие от резиновых эти колеса практически не уплотняют почву, а, наоборот, рыхлят ее.
Две дугообразных трубы от рамы мотороллера соеди­няют часть подвески двигателя и раму мотоблока. Между трубами располагается бак с топливом.

Очередь за двигателем. К П-образной раме слева консольно приварен кронштейн, имеющий на конце поперечную стальную ось 0 36 и длиной 150 мм. Двигатель вместе с подвеской навешивается на эту ось и прикрепляется к дугообразным трубам рамы. Устанавливается на свое место вторичный вал и натяги­ваются цепи. Протягиваются тросы управления.

В сравнении с другими конструкциями подобного типа мотоблок Архипова имеет ряд конструктивных преиму­ществ. До него тягачи и обрабатывающие инструменты соединялись жестко между собой, что затрудняло поворо­ты. Архипов же придумал шарнирное соединение, кото­рое позволяет «держать» борозду или изменять направ­ление движения в небольших пределах, не вынимая плуг из земли.

Этот элемент обеспечивает и еще одно преимущество — постоянство заданной глубины пахоты без примене­ния дополнительных усилий. Необходимая глубина вспашки поддерживается не подъемом и опусканием плуга а изменением его угла по отношению к борозде, что происходит автоматически: если плуг начинает зарываться, то на него действует подъемная сила, создаваемая поле­вой доской; если лемех вылезает из почвы, угол атаки его увеличивается, и он вновь заглубляется в почву до заданной глубины, обеспечивающей устойчивое равнове­сие.

Во время работы плуг, преодолевающий сопротив­ление почвы, часто заносит также в сторону, и пахарю, работающему с мотоплугом жесткой конструкции, при­ходится прилагать немалые усилия для выравнивания борозды. Архипов такое неудобство устранил: ось его плуга расположена под некоторым углом к направле­нию движения. Это положение регулируется тремя шар­нирами тяги. Мотоблок при пахоте слегка повернут влево, что компенсирует занос.

При проведении первой борозды (наиболее ответст­венный момент) удерживать прямое направление надо самим плугом, ведь рукоятки управления связаны жестко с ним, а не с мотоблоком. При их повороте с незначи­тельным усилием все устройство изменяет направление движения. Допустим, надо повернуть направо. Пахарь отклоняет рукоятки в… противоположную сторону. А так как плуг не может сместиться туда же — он как бы закреп­лен в земле, то тяга, идя вслед за рукоятками, разворачи­вает мотоблок вправо.

На второй и последующих бороздах управление упрощается, поскольку правое колесо идет по борозде как по копиру.

Культиватор, борону и грабли устанавливают регули­рующей тягой точно посредине колеи. Крепят теми же двумя болтами, что и плуг. Кронштейны этих орудий немного развернуты в вертикальной плоскости, чтобы компенсировать угол, на который был установлен плуг. К бороне кронштейн приварен в середине вертикально. Такой бороной при движении пахарь может управлять, опуская при необходимости то один, то другой край и разбивая большие комья земли.

На неровной почве борона не реагирует на различ­ные наклоны мотоблока. (А при жесткой связи с ним она копирует их, оставляя огрехи).

Мотоблок своими руками

Для посадки картофеля Архипов использует культи­ватор со снятыми отвалами. Установив его на место плуга, он проводит борозды в земле и уклады­вает в них клубни. Затем ставит на место отвалы и запахи­вает клубни, пуская культиватор между бороздами. Точно так же окучиваются и проросшие посадки.

Культиватором Архипов и выкапывает — выпахивает — урожай. Ширину захвата изменяет отвалами.
Ботва, оставшаяся после уборки, а также пропущен­ный картофель, убирается бороной или граблями. По­следними, кстати, удобно сгребать в кучи накошенную траву.

Кроме сельскохозяйственных работ, мотоблок Архипова применяется, в частности, для уборки снега. Дополнительно устанавливается только небольшой буль­дозерный нож. Можно и тротуар подметать, поставив дополнительную звездочку и валик с круглой щеткой.

Мотоблок своими руками

На видео подборка мотоблоков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий